Куклы
Куклы - одно из моих любимых направлений

Д
ля чего будущему мультипликатору и будущему художнику нужно заниматься куклами?

Первая причина - для того, чтобы изучить,  как устроен человек и потом суметь его правильно нарисовать. Анатомию и скелет изучать 7-12 летним детям утомительно, но нарисовать  куклу  так, чтобы у нее были верные пропорции, правильно нарисованные руки и ноги, грудная клетка, таз,  глаза, и все кости были на месте - это можно.

Вторая причина - кукла может стать анимационным героем и ее можно будет "оживлять", сделать героем будущего  мультфильма. Для этого можно сделать объемную куклу, с проволочным каркасом, можно куклу из тряпок, можно пластилиновую.  А можно силуэтную куклу для Теневого театра.  Вобщем причин делать куклы предостаточно. И для всего этого нужно знать,  как устроено тело человека.
Кукла-акробат (Лиза 7 лет)
Кукла одета в тканевое платье, атласные пуанты,  сережки.
Кукла-акробат (Аня 9 лет)
Кукла одета в тканевый топик,  бантик, объемные сережки.
Кукла (Соня 13 лет) 
Что в изображении человека детям тяжелее всего  дается?

1. Понимание того, что в анфас у человека  есть еще,  кроме лица, вверху есть большая волосяная часть головы. До самого затылка.  Все дети выбрасывают эту не нужную  часть вон. Условно,  все дети рисуют глаза на лбу.  Детям не просто понять, что глаза находятся почти на  середине головы (лицевой части черепа),   но когда они усваивают это, то сами показывают на не правильные рисунки. 

2. Пятка. Всегда  дети лишают стопу пятки.

3. Кисть руки. Особенно трудно нахождение места для большого   пальца. Также дети, как правило,  рисуют пальцы, растущие прямо из запястья, лишая руку ладони.

4. Плечи. Дети рисуют слишком  маленькие плечи по отношению к голове и делают их строго горизонтальными.

5. Пропорции рук и ног.  Как правило, руки очень маленькие. Ноги большие.

6. Нормальные глаза. Почти  все  дети, особенно девочки,  рисуют огромные глаза с огромными  ресницами до бровей.

7. Нормальные губы. Почти все,  рисуя губы, обводят их  по контуру,  и делают их ярко накрашенными,   красными.


Почему я обратила внимание на эти пункты? По многим из них дети уверенны, что они правильно видят. Для непосредственного детского рисунка очень мило, если глаза нарисованного человечка - на лбу,  нет пяток, огромные глаза, самое выделяющееся на лице - это рот,  маленькие руки и огромные  ноги. Мы  восхищаемся этой детской непосредственностью и называем такое творчество -   примитивизмом.  Но для ребенка,  пришедшего учиться мастерству - это уже недопустимо, особенно, если он хочет учиться.
И   для того, чтобы обучение не было скучным  мы  играем в  куклы, ведь  для  "веселого" усвоения материала  приходиться применять всякие хитрости.

Большинство  детей, которые ко мне приходят,  считают, что они уже умеют рисовать: "Я умею рисовать!", " У меня по "изо" - отлично!" А я так всегда рисую!", " Мне так больше нравится!", " Не хочу такой большой лоб!" - слышу я очень часто. Ребенку ни в коем случае нельзя сказать: "Ты неправильно рисуешь".  Ему можно сказать: "Все очень хорошо, просто великолепно, но если мы опустим глаза чуть ниже, будет еще лучше. Давай попробуем, посмотрим, что получится?"  Но не все дети соглашаются и с этим. Некоторые очень ревнивы к своим рисункам. И я их понимаю. Поэтому,  чтобы  ребенок начал рисовать  глаза  не на лбу, он должен сначала увидеть их не на лбу.


Поэтому ВАЖНО: Не ждите от ребенка, что он сразу, после первого, второго занятия, т.е. после первых объяснений,  примет в свою практику новые правила рисования человека. Даже, после того, как он покивает и согласится со мной, как правильно рисовать человека, пройдет много времени, прежде чем,  новое понимание и видение станет его собственным видением и пониманием, с которыми он сможет легко обращаться.  Почему это происходит?

До  момента,  когда ребенок пришел учится рисовать профессионально,  его ни кто не учил рисовать и,  как правило, ребенок учился рисовать сам у себя,  учился у своих сверстников или папа когда-то набросал ему: носик, ротик, оборотик, палка, палка, огуречик... Стоит в группе четырех летних детей,  одному первому ребенку удачно нарисовать нос крючочком, тут же все остальные нарисуют также. И ребенок, увидивший нос крючочек у сверстника, будет такие носы крючочком рисовать теперь все время, или до того момента, пока кто-то из детей постарше,   в его присутствии, не нарисует нос, скажем,  треугольником и ему понравится. И ребенок это  переймет.  И начнет рисовать треугольные носы дальше, всю жизнь.  Да, всю жизнь, если ребенка   ни кто не станет учить рисовать лицо  человека правильно.

Дети четырех- пяти лет, как правило, не сравнивают носы мамы и папы между собой, хотя рисуют их портреты постоянно, они рисуют нос, как символ  и еще -
  закрепляют и закрепляют  случайные образцы. У некоторых детей закрепление образца происходит после похвалы его рисунка. У кого-то в компании детей.  И такое закрепление на данном этапе - победа и  рост.

Эти детские образцы рисования у ребенка хранятся, копятся в больших количествах и, к моменты обучения рисованию,  уже  укрепляются,  за  несколько лет  жизни,  в некую жизненную   основу  и потому меняться на новые  не хотят просто так.  И заменяются  не сразу и не в миг. На это нужно время, терпение и объяснения почему.

Одна мама не так давно мне посетовала, что ее 9 летняя дочка после трех  занятий, на котором мы изучали анфас, сделала дома ей подарок - портрет и  лицо сделала так,  как всегда  делала, "по детски" и "не правильно". Мама ее пожурила  и сказала:  зачем тогда мы ходим учиться рисовать, если ты рисуешь неправильно.

Но эта смена образцов, не быстрый процесс. И мамам это нужно учесть. У разных детей он проходит  в разные сроки. В целом этот период может занять у 7-13-ти летних  детей  от полугода, даже до года.  У 4-6 летних возможно  всего месяц (4 занятия) или два месяца. У 14-18 летних, при условии осознанного желания научится рисовать,  и того меньше. 

Почему у 7-13 летних срок затягивается. Их нужно не просто учить, их нужно  переучивать. И переучивать при этом очень-очень мягко. Ведь для ребенка ручка человека в виде  палочки - это символ руки. Плоская палочка с конца которой торчит  еще веер из 5  палочек-пальчиков, есть рука  и рука полноценная,  она полна объема, а в воображении ребенка,  она   может быть еще и мягкая, мамина, с ногтями и с локтями, и со всеми остальными причиндалами, просто мы  их  не видим. И, оперируя такими  символами, дети создают потрясающей силы образы. Такие, какие не под силу бывает создать обученному  художнику. А дети при помощи этих символов  легко творят.

И потому  резко перегружать сознание ребенка  дополнительными новыми данными и уточнениями, как рисовать и как видеть - нельзя. Так можно получить обратный результат: лишить ребенка способности творить, и  приучить его к простому  комбинированию готовых  образцов. И на все предложения нарисовать что-то новое, он будет говорить: не знаю как? Потому что не имеет образца..
Поэтому процесс усвоения нового на фоне старого  долгий. И новое должно усваиваться не заметно. "Незаметно - это значит,  что никогда нельзя " ломать" сопротивление ребенка к использованию нового образца. Нарисует следующий раз. Или через раз. Повторение же  мать учения. Дети,  изучив  новое, но устав "думать" и напрягаться,  по многу раз возвращаются к старым образцам,  с ними привычнее, быстрее  и легче творить. И это очень нормально.
Но если ребенок  перестанет обучаться  рисованию в этот переходный период и никто не будет его возвращать или направлять к новым  - старые образцы победят. Они проще, потому что усвоенные, родные. А творчество - это удовольствие. Зачем учится, стараться, запоминать, если удовольствие можно получать сразу.

Но через время старых образцов ребенку  перестает хватать. А новых брать он не научен. Поэтому все рисуют с удовольствием в ранем детстве и отрочестве и создают подчас шедевры, но потом вдруг резко перестают рисовать вообще и больше не возвращаются к этому виду творчества никогда, а казалось бы, все могли бы стать художниками. Но если с ребенком заниматься,  учить его  новому,  то приходит день, а он придет обязательно, когда неожиданно ребенок станет пользоваться новыми образами легко, как своими собственными и легко творить при помощи нового видения и понимания. Некоторые дети восклицают, увидев, как здорово и легко у них получается рисовать человека: Ой, неужели это я нарисовал(а)?!


Свои занятия, по изучению человека,  я строю примерно( примерно, потомучто подход индивидуальный) так:

Одно -три  занятия - "развлекуха", творческий беспредел.

Мы исследуем новые материалы, технические  возможности, рисуем тем, чем  придет в голову рисовать (пальцем, ватными палочками, птичьими перьями). Делаем принты, воскографию, газетографику, монотипию и т.д. и рисуем  все,  что приходит в голову.
Основная задача этих занятий - учится правильно держать  карандаш, кисточку, правильно набирать  краску, правильно класть ее на бумагу,  здесь мы учимся экономно относится к бумаге и краскам.  Т.е.  на этих занятиях  дети берут технические приемы и осваивают новые материалы  для творчества.

Второе-пятое,седьмое   и т.д. занятие  - 
обучение новым знаниям в рисовании человека.

Например:  мы ходим с линейкой к зеркалу,  измеряем растояние от макушки до глаз и от глаз до подбородка. Сравниваем.  Даже обводим краской свое изображение на поверхности зеркала, чтобы убедится,   какой большой лоб должен быть у челове.  Измеряем   растояние между глаз,  измеряем ухо,  меряем ноги и руки,  обводя  силуэт, лежащего на полу, мелом и так далее. Начинаем  рисовать  голову человека, фигуру   с учетом новых пониманий.
Обводим  профильную тень головы на бумаге, прикрепленной к стене. Делаем маленькую выкройку или рисунок своей собственной одежки, чтобы увидеть пропорции. Измеряем  пропорции на куклах, разглядываем фото. Снова рисуем  голову и фигуру человека с учетом новых пониманий.
Изучаем строение руки, обводим ладошку, определяемся с положением большого пальца, размером и толщиной каждого из пальцев. Еще рисуем  человека с учетом новых пониманий.

Очень важно усвоение ребенком  последовательности рисования головы и фигуры человека.
Так как у детей  во время учебы  появляются множество новых понятий, таких как пропорции, соотношения, симметрия,  части тела, общее-частное, большое-маленькое, угол, тон, горизонталь-вертикаль, пластическая анатомия, анфас, профиль, три четверти и т.д. и такое множество нового невозможно усвоить, не имея системы. Чтобы этот процесс  облегчить нужно понимать, что  четкая последовательность  рисования головы и тела человека - не прихоть, а естественные, отобранные мастерством многих художников,  правила рисования, когда художник творит и отвечает за процесс творчества. Т.е. художник   нацелен на результат. И. знает, что если он применит  данный  метод или эту технику, то получает  определенный  результат. Когда этот результат становится ожидаемым,   ребенок вырастает,  как художник.
Т.е.  я очень настаиваю на  том, чтобы ребенок усваивал умение рисовать человека (и не только человека) системно. Кое где ( где могу) я объясняю то или иное  выстраивание системы,  почему сначала  это рисуем,  а потом то, а  не наоборот, а где-то делаю упор на правило, так надо,  это правило,  например: рисуя право( правую деталь) - ( сразу) рисуй  лево( левую деталь).

Далее и много - совмещение  развлечения и обучения.

К таким занятиям, как раз и относятся   плоские куклы в объемных одежках,  куклы марионетки, также рисование головы с последующим нанесением на нарисованное лицо макияжа, бодиарта, или нарисованной  голове  ребенок делает  прическу из ниток, ваты или любого другого исходного материала, пришивает бусины для сережек. Также к этому типу занятий  относятся  пейзажи  с вырезанными  объемными  планами,  выкройки  платьев,  рисование изнанок вещей  и т. д.

О плоских куклах с объемными одежками. Для  ребенка, особенно девочек,  самое интересное в этом занятии находится в одевании куклы.  Перед тем, как начать рисовать, мы подбираем ткани, картон, кружева, бусины, нитки, блестки,  ленты - все самое красивое,  для будущего платья куклы, обсуждаем  фасон. Ну,   как тут не нарисовать хорошую,  пропорциональную куклу под такое шикарное платье. В преддверии  наряжания  куклы,  обучение пропорциям,  соотношениям,  форме,  даже анатомии  человека проходит для ребенка незаметно. Для мальчиков  "вкусное" в рисовании куклы-героя  находится в создании  сопутствующей  военной или игровой  атрибутики.
Кукла  "акробат", с натянутой ниткой между рук и ног, в виде рычага так,  что при дергании за исходную нить кукла  "танцует",  дрыгает руками и ногами  - приводит детей в восторг. Хотя рисовать отдельные части такой куклы,  без исходной выкройки, а только на понимании,  как устроен человек - непросто. Профессия кукольника включает в себя и художника и скульптора, и физажиста, и портного и сапожника, и парикмахера.


В последствии, я хочу ввести еще два пункта:
1. Объемную куклу из теста папье-маше, из  проволоки и тряпичную куклу и бог знает из чего еще.
2. Характерную куклу - куклу монстра, любимого героя книги, злого героя, коварного, хитрого, слабого и т.д.

Очень полезно при изучении изображения человека, посетить Третьяковскую галерею, Пушкинский музей  или любой другой художественный музей, где есть картины и скульптуры. 
Кукла-акробат (Алеша 11 лет) 
Кукла  для теневой анимации (Аня16 лет)
( черный картон , проволочные крепления)
Кукла-марионетка   для анимации - перекладка (Катя 9  лет)
Кукла  для одежки (Вика 6 лет)
Кукла -марионетка анимации - перекладка
(Ульяна 10  лет)
Кукла Вика 6  лет
Японка Ульяна 10  лет
Кукла Настя 8 лет
Кукла Лиза 8 лет
Части куклы
Куклы Варвара  5 лет
Кукла из игры Алиса  Соня 12  лет
Кукла Лиза 8 лет
Кукла Алина 10 лет
Песик Лиза 8 лет