В защиту акварели
Акварель - фр. Aquarelle; нем. Wasserfarbe;  – техника живописи акварельными красками. Обычно акварельную живопись  исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою.
Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

Различают:

• собственно акварель, основанную на лессировках, без применения белил.

• корпусную технику, использующую кроющие водяные краски с применением белил.

Акварель, гуашь и темпера очень древние техники, особенно акварель и темпера,  но работы  выполненные в  этих техниках,  менее заметны  в среде любителей живописи.

Потому хочу сказать несколько слов в  их  защиту.

Мнения, которые бытуют в среде ценителей этого вида искусства  не всегда лестные, по причине  предубежденности, что произведения выполненные  на бумаге и красками на воде, менее долговечны, чем, например, исполненные  в технике масло-холст.  Любители живописи убеждены, что  акварельные краски  выцветают,  бумага горит, мнется, пачкается и т.д.

По причине такого мифа о недолговечности акварельной живописи,  приобретать акварельную  живопись и любую другую,  выполненную на бумаге,  ценители не спешат.

И  часто основным критерием выбора, того или иного произведения, является не его художественные качества, техника исполнения, мысль, заложенная художником, его мастерство,  а  простая задача: чтобы  покупка стала долговечным  приобретением и досталась потомкам. И масляная живопись, казалось бы,  внешне отвечает таким запросам,  но она, как раз,  и не всегда оправдывает ожидания.

Начнем с того, что сгореть в огне может все. Миф о недолговечности акварельных  работ  и других видов графических  работ на бумаге  совсем необоснован.

Например,  мнение, что акварель  выцветает  на свету,  это мнение легко разрушаемо  знанием и пониманием, как правильно сохранить свою вещь, и уверяю Вас,  при правильном подходе, она переживет Ваших внуков и правнуков, оставшись в первозданном виде.

Единственное условие - не стоит вешать работу под прямые солнечные лучи. Верный  способ защиты -  это,  поставить акварель под
специальное стекло, не пропускающее ультрафиолет, которое  является 100%,  полноценной защитой и не позволит краскам блекнуть.  Такие стекла можно приобрести в любом художественном салоне  или сделать  заказ  на оформление художнику. Плюс,  к прочему,  есть специальные е матовые стекла, не дающее отблеска, создающее впечатление, что стекла вообще нет.
И ваше приобретение переживет века. См. информацию о стеклах в разделе: Обрамление с багет.

Также,  еще  один из возможных  вариантов защиты акварели, помимо стекла -  это ее покрытие слоем специального, защитного, матового  лака  для акварели, который не отражается на качестве работы, а, скорее, наоборот, зачастую, даст  краскам дополнительную звучность. .

Миф о недолговечности и  ветхости бумаги  - также давно устаревший миф.  Но как всякие мифы, к сожалению, необоснованно долговечен.

Бумага для акварели  отличается плотностью  и выносливостью,  например,  бумага  весом от 170-300 до 850 г./м2  весьма тяжелая и очень плотная,  что из нее спокойно, можно делать предметы домашнего обихода: ширмы, мебель, вплоть до стен, вспомним японцев.












Бумага ручной выделки прочна, как ткань. И запросто может поспорить в прочности с некоторой современной тканью. Поверхность бумаги  различна: сатинированная,  из шелка, с хлопковым волокном, холодного теснения, горячего теснения, гладкая,  шероховатая.
Проклеенная поверхность бумаги ручной выделки не ворсится от исправлений изображения резинкой, вы можете спокойно работать также, как если бы Вы рисовали на прогрунтованной стене. Стоимость такой бумаги  разниться от 500 до 6000 р. за кв. м и более.  Бумага ручной выделки  бывает твердая, мягкая, нежная, жесткая, выбор ее зависит от задач художника,  где  каждая работа может проявиться  по своему,  нести неповторимый колорит,  в котором  каждый цвет может светиться,  как драгоценность.

Следующая  предужденность, которая бытует в среде любителей живописи - это недоказаумая  уверенность в том, что акварельная живопись
не выглядит  в интерьере  "богато",  т.е. смотрится  не так значимо и весомо,  как масленная живопись. А вот масляная живопись смотрится "богато". Это, по моему опыту,  самый большой  аргумент, высказываемый против акварельной живописи заказчиками, так как против современных технологий, позволяющих защитить акварель от  выблекания  сказать уже ни чего нельзя.
Советское поколение  70- х,  может вспомнить, как  в 60-70-х годах все поголовно вешали на стены печать модных  Шишкинских Мишек. С такой же печатной картиной с мишками ,  в золотой, ширпотребной  раме, выросла и я. Насколько прекрасна картина И. Шишкина и К.Савитского"Утро в сосновом бору",  где изображены эти мишки, если смотреть ее в Третьяковской галерее. Но  поломничество на фотопечатных мишек на стене гостинной  целого поколения, хоть и сделало  эту картину символом уюта 60х, но  не смогло  привить  ее понимания,  любви к ней,  вкуса к искусству. Скорее наоборот, ширпотребно поданный Шишкин на школьных учебниках  и стенах гостинных на долгие года был изнечтожен в моем сознании. Оценить  картину, полюбить ее по настоящему, можно лишь,  посмотрев ее в подлинике, хотя бы один раз.Особенно это касается картин И. Шишкина, так как тонкость письма, изящество штриха, виртуозность кисти автора,  само состояние работы технически не передоваемы печатью.  Одножды в детстве я побывала в гостях у знакомых отца, по работе бываюших за рубежом, и  увидела на стенах не печать "мишек", а настоящие живые картины в паспарту. Их было не много, это были подлинные акварели, какого-то современного художника,  изображавшие улицы, какого-то  западного города - простые улицы, со спешавшими простыми, современниками,  с детьми играющими  в парке.  Я  была потресена, не сколько мастерством художника,  сколько разницей  в мировозрении,  которая показывала мне какая огромная пропасть  возможна  между людьми и тем, чем они себя окружают. Меня поразила мысль, что люди, имеющие  возможность жить, среди такого живого прекрасного,  видеть его, конечно же,  должны быть особыми,  тонкими,  иными, отличимыми от других. Для современного поколения, любителей живопист, есть "свои  мишки", которые мешают им оценить качество художественных работ из-за предубеждений. Одно из них, как раз в  том, что акварель  смотрится "не богато".

Хочу напомнить, что акварельная живопись  высоко ценилась в высших кругах российского сообщества 19-ого, начала  20-ого веков,  за  ее утонченность,  чистоту цвета, порой миниатюрность. Обязательным было в образовании  детей,  обучать их   умению писать акварелью. Так, как акварель, во время работы не имеет резкого запаха,  как масло, акварелью писали пейзажи, маленькие парадные портреты c натуры в интерьерах, иногда,  прямо на балах, в залах,  делали рисунки в альбомах, быстрые этюды детей, женщин, животных. Украшали  акварельными картинами и  стены.  Это мы можем наблюдать по работам интерьерных художников 19 в, таких как  И.П Вольский, К.А. Ухтомский, Е.И.Гуа,  Л.О. Премацци. А.Г. Веницианов.  В музеях есть обязательные залы, посвященные акварели. Разница  между акварелью и маслом  всегда была. Но разделялись эти две техники, отнюдь,   не по принципу " богато" или  "бедно" выглядит работа на стене. Это было бы смешно. А только по качеству исполнения художника.
Работы также подбирали под стиль интерьера. Светлый стены "требовали" акварели.  Тканевые, рисунчаные  обои,  темных  цветов, массивная  мебель - больше "принимали"  на себя масло. Да, акварельная работа стоит дешевле масляной, но лишь потому,  что исходный материал для художника  обходится  дешевле. Основное,  что ценно и там и там - это хорошее мастерство.

Современные стили интерьеров, такие как:
хай-тек, фьюжн, поп-арт, романтизм, винтаж, авангард, минимализм, этника, эклектика, классический, неоклассический  - гармонично  "примут" акварель,  оформленную в паспарту. И даже не одну работу на стену. Стилям: борокко, ампир, рококо  -  больше  подходит масло. Эти же царские стили не присущи обычным современникам.

Далее в защиту акварели:

Не многие знают,  какой вред приносит масляной живописи  скоростная просушка слоев или работа по плохо просушенному нижнему слою. Так как, эта техника многослойная она требует четкого и последовательного технического исполнения. Обычно краска в первый день не высыхает и надо на несколько дней оставить работу и продолжать ее только тогда, когда нижний слой будет  затвердевшим,  так нужно давать высохнуть каждому слою перед тем, как наносить на него новый.

Кто сталкивался  со строительством и ремонтом знает разницу  между маслянной краской и эмалью. В состав эмалевых красок входит лак и  потому этот ЛКМ обладает повышенной блескучестью и самое  главное  - скоростным  высыханием. Уже через четыре-пять часов покрашенный эмалевой краской пол, может не давать отлип. Масляная краска не имеет  такого резкого запаха, как эмалевая, но сохнет она достаточно медленно, иногда по нескольку суток. Это краска, изготовляема  на основе олифы – пережженного льняного масла. И потому очень похожа по своему свойству на масляную краску в тюбиках, какими пользуются художники масляной живописи для своего творчества. И представьте, что покрыв пол на даче зеленой масляной краской для пола, которая должна сознуть около 50 часов, Вы, не дождавшись просушки,  через три часа стали перекрашивать зеленый пол  в красный. Хотя технически это неисполнимо, предствьте: что получится? Получится грязь и испорченный пол, который останется только скребсти.

Многие авторы масляных полотен спешат, к сожалению, если  заняты больше бизнесом, чем творчеством. Чем больше заказов выполнит художник за раз, тем  больше денег он получит. Иногда, для ускорения просушки, в жидкость для письма  масляными красками добавляются вредные, недопустимые  для живописи добавки, например,  мебельный лак.  Вредна также  скоростная сушка масляной работы у горячих приборов. Даже исполняя работу, в  модной сейчас  технике  масляной живописи: "сухая кисть" (писание чистой масляной краской без добавления разбавителей), невозможно сделать ее за четыре-пять дней,  (как заявляется  в рекламе), так как льняное масло добавленное изначально в тюбик требует определенного времени высыхания  между слоями и, нарушая технологию,  не  возможно обойтись в будущем без последствий для картины. Также  нанесение покрывного  лака (для блеска) на не достаточно хорошо высохшую масляную картину (только, что не дающую отлипа) может привезти к ее будущему почернению.
И купленная яркая , блестящая масляная работа,  меньше чем  за  год,  при таком подходе, может вдруг резко почернеть.  Или  стать, не узнаваемо блёклой, жухлой, потому,  что сырые, нижние слои втягивают цвет из вышележащих слоев, грязнеют  и дают усадку, трещины и  даже деформацию полотна. Получится тоже самое, что при быстро перекрашенном  дачном полу -  из зеленого в красный.
Потому,  заказывая картину или портрет маслом, учитывайте, что на работу художнику потребуется  самый минимум - 20 дней. А то и больше, в зависимости от размера полотна.  Не малый вред  приносит и  смешение между собой  несовместимых  масленых  пигментов. Но это отдельный разговор и тема.


С акварельной  или темперной работой такие  печальые последствия   Вам никогда не грозят.

Ну, а самое большой слово,  сказанное в защиту
акварели это ее неповторимость.  И вынужденное оправдание ее перед масляной живописью только попытка  развенчать миф о ее  малой жизни.

Акварель - потрясающе утонченная  техника,  в акварели у каждой краски свой характер, своя устойчивость пигментов и вязкость.
Прозрачность же акварельных слоев, создают ощущение игры света, которая  сама по себе  неповторима и радостна.


                                                                                                                                                                                                 
Байбакова Анна.