Творчество
 
Творчество - это умение создавать. Сначала нужен замысел,  потом нужен план, как этот замысел очуществить. Задача ребенка - увидеть последовательные  шаги, ведущие к осуществлению его замысла, пусть этих шагов будет, для начала,  всего только два или три. Ну,  а  последнее - процесс самого  осуществления. Он самый интересный.

Часто ребенок меняет план, технику исполнения и последовательность шагов по  ходу создания своего произведения,  я не мешаю этому. Иногда  эта смена  происходит потому, что ему не хватает умения, а часто от увлеченности новыми материалами и идеями.  Творчество - это всегда игра. Поэтому вмешиваться в нее, нужно очень осторожно. Но,  тем не менее,  я всегда  обсуждаю с ребенком, что он хочет нарисовать, слепить, вырезать,  сделать и  вывожу его на поиск задач, как проще этого достичь. Если то, что ребенок  задумал нет возможности сейчас осуществить, по каким -то объективным причинам, мы ищем альтернативу. Ведь, научившись ставить цели и обретая  способность их достигать, ребенок становится счастливым. Пусть в творчестве. Какая разница в чем  ощущать радость. Творчество - это обретение новых  навыков и приемов,  и позволение фантазии свободно "работать" и пробовать новое. Хотя новые  навыки и приемы я ставлю выше,  ведь творчество - это овеществленная фантазия, а для осуществления  нужен навык.  Ведь даже для того, чтобы обвести круг  вокруг  перевернутой  кружки на бумаге карандашом, нужно иметь навык,  и знать,  как это проще сделать. Левая рука держит кружку за донышко и слегка надавливает. Карандаш берется  правой рукой (для правшей) за  самый хвостик,  и  рука обводит полукружья  в два приема. Полкруга с левой стороны, потом полкруга с правой. Круг тогда получается идеальным, а кружка не ездит по бумаге. Такие круги  нужны для создания тауматропа.(оптической игрушки). 

"Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы" (Н. А. Бердяев)
"Художник дотрагивается до души человека и изменяет его,  и мир его запоминает" - Камиль Писсаро из фильма " Найденный рай"

                                                          
          Немного о  программе обучения

Меня  часто спрашивают родители: Какая у меня программа? Скажу: Индивидуальная. Дети приходят совершенно разные и по подготовке и по возрасту.

По прошествию времени, я поняла, что заявку на мой курс, правильнее  было бы назвать: 
Обучение лепке,  рисованию, живописи и  композиции  с элементами анимации. Чем   уроки анимации.  Потому, что не возможно сделать хороший  мультфильм , либого направления, без   умения рисовать. 
Во многом  индивидуальность программы зависит, как говорил мой учитель"под что точить",  я иду навстречу тому,  что хочет каждый  ребенок и родитель  получить в  конечном итоге. У меня есть дети, которые  хотят стать мультипликаторами и посде 9-11 классов учиться  в средних специальных  и высших учебных заведениях  этой профессии  Для них я рано ввожу  обучение тем предметам,  которые пригодятся им на экзаменах. Это рисование и писание натюрморта с натуры, гипсовых  элементов и так далее.
Тем не менее, общий стержень, на котором держатся  мои индивидуальные программы  есть,  попытаюсь его описать:


-
  Первое  занятие я посвящаю знакомству с умением ребенка держать карандаш (от этого многое зависит), умению рисовать круги, параллели, умению видеть и  изображать симметрию. Также умению сосредотачиваться и своему умению понять в какой момент каждый  ребенок начинает уставать и терять внимание.
Если это маленькие дети,  мы в это играем, если более взрослые мы просто работаем над этим и оттачиваем умение, убираем помехи к нему. Остальное  оставшееся  время первого занятия мы посвящаем песочной анимации (изучаем первые приемы). Или мажем красками все равно как, но изучаем умение держать правильно кисть, умение класть на бумагу краску, уменю брать краску на кисточку из баночки или кюветика, так чтобы не портилась кисть и не расходывалась лишняя краска.
С этого момента я строю индивидуальную  программу с ребенком, в зависимости от  его подготовки  на данный момент, возраста и его  желаний.

                                                                    
     В среднем  занятия проходят так: 

Первое время  мы посвящаем много времени рисунку.  Объект для первого изучения - голова человека: анфас, профиль (для маленьких детей от 6 до 10-ти и  три четверти  для детей от 10 лет. Этому посвящается  5-6  занятий (одно занятие составляет  два астрономических  часа минус 10 минут на уборку класса и сбор домой)  Или выбираем рисование животных  (лошадь, собака, кошка) (4 -5 занятий) 
Я предпочитаю начинать с человека. Потому что, изучая строение человеческой головы, а мы все человеки, мы можем всегда наглядно пощупат, потрогать  и померить пропорции у представителя нашего вида - у  себя,  у мамы, бабушки и т.д.). Мы сами у себя всегда под рукой. А включить в программу,  после изучение человека - любое животное  будет изучить легко,  потому что я призываю обязательно сравнивать как можно больше одно с другим. Искать схожести и различия. Во время  этого закрепляется  пластические и анатомические знания о человеке и  лошади (например). В  сравнении приходит  ясное понимание,  чем и почему  мы  отличны. У нас и у  лошади в строении костей есть и сходство, есть и отличия.  Это интересно и позновательно отмечать.

-  В процессе  изучения человека   мы перемежаем   рисование головы с работой в этой же теме красками, т.е. с живописью. Мы
пишем акварелью  голову  в анфас, профиль и три четверти (3-4 занятия). Для  детей от 12 лет - копия акварельной работы  Брюлова, Венецианова и т.д.   В конце  занятия песочная анимация, по желанию.

-   Далее
можем сделать мультфильм на основе того, что мы уже изучили.(2-3 занятия).  Например, см. мультфильм Альбины 13 лет" Девочка"

-   После изучения головы
приходит время лепки, поделкам и так далее,  в зависимости от возраста ребенка. Делаем портрет в технике  платилиновая живопись, лепим человечков, зверей. (1-3  занятия). Часто поделки подстраиваются  ко времени   текущих праздников: дням  рождений, 23 февраля, 8 марта, Новому году)  В конце каждого  занятия песочная анимация, по желанию.

-  Далее , если пластилиновые  поделки удались и сохранились дома мы 
можем сделать мультфильм пластилиновый
(1-4   занятия). Можем сделать героев для пластилинового мультика  специально по задумке-сценарию.

-  Далее
мы изучаем всего человека( спереди, сбоку и сзади). Это не быстрый процесс. С более взрослыми детьми изучаем пропорции, анатомию, с маленькими  изучаем   пропорции (меряем  линейкой на себе) и пластическую форму, т.е. те  кости, которые видны и прощупываются.

-
Делаем куклы ( см. раздел Куклы.) (5-10  занятий).   В конце каждого  занятия песочная анимация, по желанию.

Делаем мультфильм с  одним персоонажем ( кукла, животное) в стиле "перекладка" (плоская марионетка). Простые движения (2 занятия)

Пробуем  разные техники   живописи и рисуна, изучаем  приемы в них (шриховка, пятно, линия, мазок и т.д.) - создаем   разные композиции  несколько занятий, трудно сказать (около 5-10 ти и больше)

-   Развиваем фантазию 
- делаем монстров, маски, рисуем "очевидное", т.е. то что , как правило,  не замечаем , как само собой разумеещееся - пузико божьей коровки,  черепахи, машины и т.д. ,  совмещаем не совместимое,  оживляем бытьвые предметы в рисунке  и т.д. (4-5 занятий)

-
  Изучаем спектр, цветовидение, отличаем теплые и холодные цвета,  делаем спектральные заливки акварелью, создаем абстрактные цветовые композиции (2-3 занятия)

-  
Изучаем разные  качества  и размеры  основ (рисуем на камнях, на ватманском листе, на листьях, на крошечных кусочках бумаги, на дереве, на отпечатках пальцев, на влажных салфетках  и т. д. ) ( 5 занятий и больше по желанию)

Учимся писать сценарии,  для этого делаем игру ходилку (1-2 занятие)

-  Учимся делать раскадровку (2-3 занятия).

Учимся рисовать пейзажи с фото, изучаем, планы, перспективу (3-4 занятия) .

-
Рисуем листья, веточки с натуры (1-2 занятие)

-  Делаем предметный мультфильм
из макарон, веточек, гвоздей, все равно чего. (2 занятия)

-   Пишем акварелью, гуашью, пастелью  листья, веточки, цветок в горшке. ( 2 занятия)

Учимся писать пейзажи с фото красками, изучаем планы, изменение теплых и холодных цветов  при удалении от нас.
    ( 4-5  занятия и больше по желанию)

Учимся рисовать  натюрморты с натуры, конструктивный рисунок, тоновой рисунок (4-5  занятий и больше по желанию)

Учимся писать натюрморты красками   (4-5  занятий и больше по желанию)

Учимся поделкам из бумаги ( колличество занятий по желанию) .

-  Учимся делать тематические картины, изучаеи что такое триптих, диптих 
( 3-5 занятиий)

Делаем кукольный мультфильм ( это трудоемкое дело, пока не сделан ни один кукольный мультфильм, но некоторые дети работают над этим, идет подготовка) Сколько  занятиц даже трудно сказать, какуюто часть дети делают дома.

-  По желанию изучаем простую анимационную, оживляющую программу Camtasia Studio и  программу для рисования Adobe Photosh ( 2-5 занятий)

-  
Для детей, которые любят животных  изучаем строение,  походки и поведение  разных животных.

-  Пишем и рисуем   портрет с натуры -
( 3 занятия)

Делаем копию картины , иллюстрации ( для детей с 12 лет - 3-5 занятий и больше по желанию)

Делаем большой мультфильм ( 2-3 по желанию) в техниках :  пластилин, марионетка -перекладка, предметный  или  кукольный ( 3-4 занятия) 

Предполагаю в скором времени  ввести новую тему делание бумаги своими руками ( 2-4 занятия)

-
Песочная анимация - режиссура, сценарий,  сюжет  ( приемы мы изучаем  в конце каждого занятия) ( 4-10 занятий по желанию)

-   После каждого занятия есть домашнее задание, которое очень важно выполнять  для  более успешного обучения.


Конечно, многие  темы могут перемежаться  с друг другом,  по причине не хватки внимания  ребенка на длительное изучение одного и того же в течении двух часов,  но всегда  темы идут  по принципу  - от более легкого к  более сложному.  Для маленьких детей, конечно,  больше лепки, поделок,  кукол и познавания новых материалов и умений, даже умение пользоваться ножницами для многих детей это учеба, но   мы  учимся делать раскаждовку перед мультиком или после прочтения сказки уже после того, как хоть немного научились рисовать человека и животных, немного изучили перспективу.

Самое главное, что я хочу привить детям, что творчество это очень разумное действие.  А мастерство художника  познается также системно, как и умение водить машину и изучать  правила  дорожного движения.

Рисунок головы анфас  (Злата 13 лет)
Вика (8лет)
Портрет Варя (6 лет)
Портрет Варя (6 лет)
Делаем упражнения
Изучаем лошадь (Алена 13 лет)
Ульяна 9 лет
Ульяна 9 лет
Открытки (Аня 9 лет)
Открытка (Катя 10 лет)
Объемная краска, почти снег
Лепим
Портрет из пластилина
(Катя 10 лет)
Космос и ракета (Лиза7 лет)
Изучаем параллельность и перспективу (Даша 7 лет)